Более половины иностранных студентов (58%) в российских вузах обучаются на русском языке.
11.09.2025 Платформа «Неравнодушный человек» представляет результаты первого исследования среди аудитории иностранных студентов российских вузов о том, какие профессии выбирают, и как проходит адаптация в новой лингвокультурной среде.
Россия является привлекательным образовательным направлением для студентов из разных стран, что подтверждают статистические данные, приведенные Правительством РФ в Едином плане по достижению национальных целей развития: на 2024 год в России обучались 389 тыс. иностранных студентов, и эта цифра ежегодно растет. По указу Президента РФ, к 2030 году число обучающихся в России иностранцев должно достичь полумиллиона.
Какие профессии получают иностранцы в России?
По результатам исследования платформы «Неравнодушный человек», треть (27%) иностранных студентов обучаются на направлении медицины и здравоохранения. Особенно популярна медицина среди представителей Южной Азии, – 81% студентов из этих регионов обучается медицине. Можно отметить, что Россия развивается как мировой центр медицинского образования. Это может быть обусловлено, в том числе, историческим опытом, сформированным образом медицинской системы страны на международной арене и признанием российских дипломов о профильном образовании в регионах иностранных студентов.
Среди всех опрошенных студентов из других стран 14% изучают науки об обществе и инженерное дело. Популярными среди студентов оказались гуманитарные и педагогические направления (10%), а также информационные технологии (7%). Высокий интерес к социальным наукам и инженерии отражает востребованность направлений, связанных как с пониманием общественных процессов, так и с развитием инфраструктуры и технологий. Для иностранных студентов Россия воспринимается одновременно как площадка для изучения социально-политических реалий и как страна с сильными инженерными традициями.
Адаптация в новой среде: помогают земляки и другие студенты
Большинство опрошенных (82%) до поступления не проживали в России: адаптация для них проходит «с нуля». В целом, эмоциональный фон студентов остается позитивным: 79% отметили положительное эмоциональное состояние. Но так же есть и смещение к негативу: положительные эмоции за первый год пребывания в новой стране снизились на 12% (с 91% до приезда до 79% в течение первого года), а отрицательные эмоции повысились на 8% (с 34% до приезда до 42% в течение первого года). Возможно, на такой сдвиг влияют адаптационные процессы и формирование новых привычек: у студентов снижается пик позитивных эмоций от переезда в новое место, они погружаются в учебную деятельность и испытывают стресс, связанный с нагрузкой и новой языковой и ментальной средой. При этом общий положительный фон указывает на то, что трудности адаптации – это скорее естественный этап, чем системная проблема.
В первый год жизни в России иностранцы сталкиваются с некоторыми проблемами. Так, 42% отметили психоэмоциональные трудности, 32% – культурную и языковую адаптацию, 31% – учебные трудности. Студенты одновременно сталкиваются с адаптацией к новой среде и с образовательной нагрузкой. В своих проблемах иностранцы не остаются одни: 76% отметили, что получали поддержку в трудный период. В основном помощь приходила со стороны земляков и родни (46%), а также от вуза и других студентов (44%).
Большинство иностранных студентов (86%) чувствуют себя комфортно в языковой среде обучения. Значительная часть опрошенных (64%) перед стартом обучения проходили языковые курсы. Более половины студентов (58%) обучаются исключительно на русском языке, еще 29% в учебе совмещают русский и английский языки, только на английском обучается лишь 5% опрошенных. Русский язык остается ключевым в обучении иностранных студентов, а дополнительное обучение языку обеспечивает более комфортный переход в новую лингвокультурную среду.
Чтобы экспорт образовательных услуг продолжал расти, система адаптации в университетах также должна развиваться, среди прочего важно совершенствовать программы ментального здоровья, сопровождения и кураторства для уменьшения эмоциональных трудностей иностранцев.
«Привлечение полумиллиона иностранных студентов к 2030 году в российские вузы – приоритетная задача, поставленная Президентом России. Её реализация, безусловно, требует учета мнений и пожеланий самих студентов. Регулярно проводимые исследования предоставляют ценную информацию о потребностях и запросах ребят. И это позволяет нам развивать механизмы их поддержки и адаптации.
Выбор российских университетов позволяет иностранцам не только овладеть лучшими образовательными стандартами, но и изучить культурные традиции страны. Главная цель нашей работы заключается в создании оптимальной атмосферы, в которой иностранная молодежь сможет максимально проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал, добиться значительных успехов в выбранной области», – отметила заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.
Отношение к вузу
Большая часть опрошенных (62%) чувствуют себя комфортно в своем вузе, еще 32% отметили нейтральность своего состояния и только 6% испытывают дискомфорт. Большая часть опрошенных иностранных студентов считает атмосферу своего вуза безопасной (81%). Три четверти опрошенных (76%) считают ее толерантной и 78% дружеской. Большинство студентов (88%) удовлетворены компетентностью профессорско-преподавательского состава.
Полученные данные позволяют утверждать, что российские университеты создают среду, способствующую обучению и социальной интеграции студентов из других стран. Уже сейчас активно реализуются проекты, направленные на повышение популярности российского образования на мировой арене. Например, создан единый цифровой профиль иностранного студента на базе суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», значительно упрощающий путь иностранных абитуриентов.
При этом отдельные аспекты индивидуальной поддержки могут быть улучшены для снижения дискомфорта у студентов. Важно, что квалификация сотрудников оценивается высоко, это может означать, что академический уровень российских вузов для иностранных студентов в целом воспринимается как качественный, что укрепляет их доверие и к университету, и к качеству российского образования в целом.
«Задача увеличить число иностранных студентов в России может решаться формально — цифра ради цифры, а может качественно, привлекая в страну лучших абитуриентов, которые смогут стать достойными выпускниками российских вузов. Как показало исследование, иностранными студентами движут академические мотивы, качество образования при выборе вуза. Спрос на медицинское образование в России среди иностранцев подтверждает высокий уровень предоставляемых знаний в этой сфере», – отметила Мария Токарева, руководитель проекта 706/3, аналитик лаборатории «Интеллект'Лаб» платформы «Неравнодушный человек»
Методика
Онлайн-опрос, самозаполнение анкет респондентами на специализированной платформе «Неравнодушный человек». Использована двухступенчатая выборка. На первой ступени выборка сплошная: приглашение участвовать в опросе рассылалось всем представителям целевой группы, зарегистрированным на платформе. На второй
ступени используется комфортная выборка: в опросе приняли участие все желающие представители целевой группы. Результаты исследования представлены без взвешивания. Дата проведения опроса: 27 мая – 14 июня 2025 года Целевая аудитория - Иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах. Объем выборки: 10 758 студентов География исследования: территория Российской Федерации. Охват - 8 федеральных округов и новые регионы. В опросе приняло участие 280 российских вузов и филиалов.
О платформе «Неравнодушный человек»
Исследовательско-коммуникационная платформа «Неравнодушный человек» создана для организованных сообществ с целью повышения эффективности взаимодействия и накопления социального капитала участников. Она разработана на основе высокотехнологичных исследований, анализа и обработки больших данных, современных психологических инструментов и методик. Платформа «Неравнодушный человек» зарегистрирована в реестре отечественного программного обеспечения Минцифры России. «Интеллект'Лаб» – это лаборатория новых исследовательских технологий платформы «Неравнодушный человек». Продукты лаборатории помогают государству и бизнесу разрабатывать стратегии, принимать решения, повышать эффективность работы, и улучшать взаимодействие с аудиториями.
О проекте 706/3
Платформа «Неравнодушный человек» совместно с Минобрнауки России, ВЦИОМ и Томским государственным университетом организуют цикл масштабных социологических опросов студентов, преподавателей и административного персонала российских вузов. Всего планируется привлечь на платформу представителей 706* учебных заведений. Исследования проводятся шесть раз в год. Проект направлен на изучение вузовской среды.
*Количество вузов в стране растет, но название проекта остается прежним