Половина преподавателей вузов (55%) не вовлечена в наставнические сообщества.21.05.2025 Платформа «Неравнодушный человек» совместно с Центром знаний «Машук» представляют результаты всероссийского опроса преподавателей вузов о наставничестве в высшем образовании. Исследование охватывает восприятие, опыт участия, мотивацию и барьеры развития наставничества в академической среде.
Передать опыт, поддержать, направить: зачем нужно наставничество в вузахПреподаватели вузов воспринимают наставничество прежде всего как передачу профессионального опыта (45%) и поддержку в старте карьеры студентов (37%). Также оно ассоциируется с мотивацией в учебе (36%), адаптацией первокурсников (32%) и научным консультированием (32%). Для новых преподавателей наставничество важно как способ адаптации (31%).
Главным наставником для студентов, по мнению университетского сообщества, является преподаватель (80%). Также отмечаются старшекурсники (53%), сотрудники вуза (43%) и аспиранты (38%). Интересно, что выпускники и работодатели в этой роли воспринимаются реже (28% и 35% соответственно).
Для себя, сотрудники вузов, в качестве наставников, видят руководство университета: ректора, проректора, декана, директора института (55%), административный состав (45%) и преподавателей (44%). Реже наставниками считают представителей работодателя или наставников из организаций-партнеров (34%).
Наибольшую потребность в наставничестве преподаватели видят для:
- молодых преподавателей (69%),
- студентов, занимающихся проектной и научной деятельностью (60%),
- первокурсников (57%).
Также востребована помощь у студентов с ОВЗ, испытывающих трудности, иностранных студентов и тех, кто стремится к профессиональному развитию.
Практики наставничества в вузах сегодняО Концепции развития наставничества, разработанной РАО, знают только 19% преподавателей, еще 44% – не слышали совсем. Федеральные программы тоже пока остаются на периферии внимания: большинство опрошенных не знают о них. Исключение – конкурс «Наставничество» от платформы «Россия – страна возможностей» (54% знают, 5% участвовали).
Самый распространенный формат наставничества на сегодняшний день – «преподаватель – студент» (64%). За ним следуют «студент – студент» (38%) и «работодатель – студент» (24%).
Кураторство первокурсников – самая распространенная практика (72%), на втором месте – наставничество в проектной деятельности (45%).
Более половины опрошенных готовы стать наставниками (66%). Даже среди тех, кто еще не вовлечен в программы, две трети преподавателей готовы включиться в наставничество. 21% – безусловно, еще 45% – при поддержке администрации.
Мотивирует их к этому:
- дополнительная оплата труда (60%),
- поддержка вуза (43%),
- снижение основной нагрузки (40%).
Барьеры и точки роста на пути наставничестваКаждый пятый преподаватель (21%) уже участвует в программах наставничества. Из них каждый третий тратит более 10 часов в месяц на работу с подопечными.
Большинство опрошенных уверены: наставникам нужны специальные знания (84%). Самые важные компетенции – коммуникативные навыки (62%), профессиональная экспертность (57%) и педагогические навыки(48%).
Половина преподавателей не вовлечена в наставнические сообщества (55%), а 73% не смогли ответить, существует ли в их вузе специализированный центр наставничества. О наличии собственных вузовских программ наставничества знают лишь 24% сотрудников, еще 26% «что-то слышали».
Половина преподавателей оценивает эффективность существующих практик как среднюю, и лишь 4% считают ее низкой. Лучшей формой признано наставничество «преподаватель – студент» (59%).
«Центр знаний «Машук» по поручению Президента России с сентября 2024 года стал федеральным методическим центром по развитию института наставничества. Мы уделяем этому направлению особое внимание, формируя базу лучших практик для их дальнейшего анализа и распространения. В текущем году в Центре прошло уже 40 авторских и партнерских программ по наставничеству. В них приняли участие более 4,5 тыс. человек, получив возможность познакомиться с нашим опытом работы в этой сфере и методическими разработками. Наставничество является важным элементом системы высшего образования, ведь некоторые уникальные практики передаются до сих пор из «рук в руки». Уверен, что результаты нашего совместного с партнерами исследования помогут российским вузам наметить точки роста и сделать наставничество неотъемлемой частью образовательного процесса», — отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.