|
|
Наставничество в вузе
Наставничество в вузе:
вызовы, подходы и точки роста
21 мая 2025
Поделиться новостью:
Половина преподавателей вузов (55%) не вовлечена в наставнические сообщества.

21.05.2025 Платформа «Неравнодушный человек» совместно с Центром знаний «Машук» представляют результаты всероссийского опроса преподавателей вузов о наставничестве в высшем образовании. Исследование охватывает восприятие, опыт участия, мотивацию и барьеры развития наставничества в академической среде.

Передать опыт, поддержать, направить: зачем нужно наставничество в вузах

Преподаватели вузов воспринимают наставничество прежде всего как передачу профессионального опыта (45%) и поддержку в старте карьеры студентов (37%). Также оно ассоциируется с мотивацией в учебе (36%), адаптацией первокурсников (32%) и научным консультированием (32%). Для новых преподавателей наставничество важно как способ адаптации (31%).

Главным наставником для студентов, по мнению университетского сообщества, является преподаватель (80%). Также отмечаются старшекурсники (53%), сотрудники вуза (43%) и аспиранты (38%). Интересно, что выпускники и работодатели в этой роли воспринимаются реже (28% и 35% соответственно).

Для себя, сотрудники вузов, в качестве наставников, видят руководство университета: ректора, проректора, декана, директора института  (55%), административный состав (45%) и преподавателей (44%). Реже наставниками считают представителей работодателя или наставников из организаций-партнеров (34%).

Наибольшую потребность в наставничестве преподаватели видят для:
  • молодых преподавателей (69%),
  • студентов, занимающихся проектной и научной деятельностью (60%),
  • первокурсников (57%).

Также востребована помощь у студентов с ОВЗ, испытывающих трудности, иностранных студентов и тех, кто стремится к профессиональному развитию.

Практики наставничества в вузах сегодня

О Концепции развития наставничества, разработанной РАО, знают только 19% преподавателей, еще 44% – не слышали совсем. Федеральные программы тоже пока остаются на периферии внимания: большинство опрошенных не знают о них. Исключение – конкурс «Наставничество» от платформы «Россия – страна возможностей» (54% знают, 5% участвовали).

Самый распространенный формат наставничества на сегодняшний день – «преподаватель – студент» (64%). За ним следуют «студент – студент» (38%) и «работодатель – студент» (24%).
Кураторство первокурсников – самая распространенная практика (72%), на втором месте – наставничество в проектной деятельности (45%).

Более половины опрошенных готовы стать наставниками (66%). Даже среди тех, кто еще не вовлечен в программы, две трети преподавателей готовы включиться в наставничество. 21% – безусловно, еще 45% – при поддержке администрации.

Мотивирует их к этому:
  • дополнительная оплата труда (60%),
  • поддержка вуза (43%),
  • снижение основной нагрузки (40%).

Барьеры и точки роста на пути наставничества

Каждый пятый преподаватель (21%) уже участвует в программах наставничества. Из них каждый третий тратит более 10 часов в месяц на работу с подопечными.

Большинство опрошенных уверены: наставникам нужны специальные знания (84%). Самые важные компетенции – коммуникативные навыки (62%), профессиональная экспертность (57%) и педагогические навыки(48%).

Половина преподавателей не вовлечена в наставнические сообщества (55%), а 73% не смогли ответить, существует ли в их вузе специализированный центр наставничества. О наличии собственных вузовских программ наставничества знают лишь 24% сотрудников, еще 26% «что-то слышали».

Половина преподавателей оценивает эффективность существующих практик как среднюю, и лишь 4% считают ее низкой. Лучшей формой признано наставничество «преподаватель – студент» (59%).

«Центр знаний «Машук» по поручению Президента России с сентября 2024 года стал федеральным методическим центром по развитию института наставничества. Мы уделяем этому направлению особое внимание, формируя базу лучших практик для их дальнейшего анализа и распространения. В текущем году в Центре прошло уже 40 авторских и партнерских программ по наставничеству. В них приняли участие более 4,5 тыс. человек, получив возможность познакомиться с нашим опытом работы в этой сфере и методическими разработками. Наставничество является важным элементом системы высшего образования, ведь некоторые уникальные практики передаются до сих пор из «рук в руки». Уверен, что результаты нашего совместного с партнерами исследования помогут российским вузам наметить точки роста и сделать наставничество неотъемлемой частью образовательного процесса», — отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

Методология
Онлайн-опрос, самозаполнение анкет респондентами на специализированной платформе «Неравнодушный человек». Использована двухступенчатая выборка. На первой ступени выборка сплошная: приглашение участвовать в опросе рассылалось всем представителям целевой группы, зарегистрированным на платформе. На второй ступени используется комфортная выборка: в опросе приняли участие все желающие представители целевой группы.  Результаты исследования представлены без взвешивания. Дата проведения опроса: 18-28 апреля 2025 года.  Целевая аудитория – сотрудники российских вузов. Объем выборки: 3 177 респондент. География исследования: территория Российской Федерации. Охват - 8 федеральных округов и новые регионы. В опросе приняло участие 190 российских вузов и филиалов.

О платформе «Неравнодушный человек»
Исследовательско-коммуникационная платформа «Неравнодушный человек» создана для организованных сообществ с целью повышения эффективности взаимодействия и накопления социального капитала участников. Она разработана на основе высокотехнологичных исследований, анализа и обработки больших данных, современных психологических инструментов и методик. Платформа «Неравнодушный человек» зарегистрирована в реестре отечественного программного обеспечения Минцифры России. «Интеллект'Лаб» – это лаборатория новых исследовательских технологий платформы "Неравнодушный человек". Продукты лаборатории помогают государству и бизнесу разрабатывать стратегии, принимать решения, повышать эффективность работы, и улучшать взаимодействие с аудиториями.

О проекте 706/3
Платформа «Неравнодушный человек» совместно с Минобрнауки России, ВЦИОМ и Томским государственным университетом организуют цикл масштабных социологических опросов студентов, преподавателей и административного персонала российских вузов. Всего планируется привлечь на платформу представителей 706 учебных заведений. Исследования проводятся шесть раз в год. Проект направлен на изучение вузовской среды.
Наставничество — Таблицы
Таблица 1: В чем по вашему мнению заключается задача наставничества в системе высшего образования?
Ответ%
Передача опыта от более опытного коллеги к менее опытному45
Помощь в профессиональном развитии студенту37
Поддержка и мотивация студентов в учебном процессе36
Помощь в адаптации студентов первых курсов32
Консультирование по научной деятельности32
Помощь в адаптации новых преподавателей31
Помощь в профессиональном развитии преподавателю28
Психологическая поддержка, личностное развитие27
Формальная обязанность, закрепленная за сотрудником, студентом, аспирантом3
Все вышеперечисленное27
Другое1
Затрудняюсь ответить4
Таблица 2: Кто, на Ваш взгляд, может быть наставником для студентов?
Ответ%
Преподаватель80
Студент старших курсов53
Сотрудник университета (администрация, методист, специалист по работе с молодежью)43
Аспирант38
Представитель работодателя / наставник от организации-партнера35
Выпускник университета28
Руководство университета (ректор, проректор, декан, директор инст)21
Другое1
Затрудняюсь ответить4
Таблица 3: Кто, на Ваш взгляд, может быть наставником для сотрудников вуза?
Ответ%
Руководство университета (ректор, проректор, декан, директор института)55
Сотрудник университета (администрация, методист, специалист по работе с молодежью)45
Преподаватель44
Представитель работодателя / наставник от организации-партнера34
Выпускник университета5
Студент старших курсов4
Аспирант4
Студент младших курсов1
Другое1
Затрудняюсь ответить11
Таблица 4: Кто, на Ваш взгляд, нуждается в наставнике в системе высшего образования?
Ответ%
Молодой преподаватель69
Студент, участвующий в научной или проектной деятельности60
Студент первого курса57
Студент с ограниченными возможностями здоровья53
Студент, испытывающий трудности в учебе52
Иностранный студент52
Студент, нуждающийся в поддержке профессионального развития и ка50
Любой студент, желающий участвовать в программе наставничества43
Преподаватель вуза16
Никто не нуждается1
Другое1
Затрудняюсь ответить5
Таблица 5: Знаете ли Вы о «Концепции развития наставничества до 2030 года»?
Ответ%
Да, знаю19
Что-то слышал27
Нет, не знаю44
Затрудняюсь ответить9
Таблица 6: Из каких источников Вы получаете информацию о наставничестве?
Источник%
Внутренние рассылки вуза40
Коллеги/администрация37
Федеральные СМИ и порталы (например, сайт Минобрнауки)29
Социальные сети и мессенджеры24
Не получаю такой информации20
Не интересуюсь этой темой6
Другое1
Затрудняюсь ответить11
Таблица 7: Какие федеральные программы наставничества Вы знаете и участвовали?
Программа Знаю и участвовал(а) Знаю, но не участвовал(а) Не знаю
Конкурс «Наставничество» (Россия – страна возможностей)54946
«Лига наставников Движения Первых»34749
Академия наставников «Сколково»23760
Цифровой портал Наставник.рф53461
Программа научного наставничества33363
Онлайн-курс «Сила наставничества»33068
Центр наставничества «Машук»22573
Школа Академического наставничества12376
«Женщины: Школа наставничества»11980
Таблица 8: Скажите, пожалуйста, в каких из федеральных программ наставничества Вы бы хотели принять участие?
Программа%
Академия наставников «Сколково»18
Программа научного наставничества для молодых ученых17
Конкурс «Наставничество» (Россия – страна возможностей)16
«Женщины: Школа наставничества»14
Школа Академического наставничества13
Онлайн-курс «Сила наставничества»12
Цифровой портал Наставник.рф11
«Лига наставников Движения Первых»11
Центр по развитию института наставничества в «Машук»10
Ни в одной из перечисленных12
Другое-
Затрудняюсь ответить36
Таблица 9: Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы или не знаете о каких-либо программах наставничества, которые реализуются в вашем вузе?
Ответ%
Да, знаю24
Что-то слышал26
Нет, не знаю30
Затрудняюсь ответить20
Таблица 10: Скажите пожалуйста, в каких формах представлены и реализуются практики наставничества в вашем вузе?
Форма наставничества%
«Преподаватель» – «студент»64
«Студент» – «студент»38
«Студент» – «Преподаватель / сотрудник вуза»28
«Работодатель» – «студент»24
«Студент» – «школьник»18
Двойное наставничество (вуз + работодатель)17
Другое-
Затрудняюсь ответить18
Таблица 11: Какие из перечисленных практик наставничества реализуются в Вашем вузе?
Ответ%
Кураторство первокурсников72
Наставничество в проектной деятельности45
Учебное наставничество41
Академическое (научное) наставничество40
Профессиональное наставничество37
Педагогическое наставничество34
Методическое наставничество34
Цифровое наставничество20
Другое-
Затрудняюсь ответить14
Таблица 12: Как Вы в целом оцениваете эффективность наставничества в вашем вузе?
Ответ%
Высокая: программы приносят ощутимые результаты26
Средняя: есть позитивные примеры50
Низкая: результата почти нет4
Затрудняюсь ответить20
Таблица 13: Какие формы организации наставничества в вузах, по вашему мнению, наиболее эффективны?
Форма наставничества%
«Преподаватель» – «студент»59
Двойное наставничество (вуз + работодатель)36
«Работодатель» – «студент»30
«Студент» – «студент»28
«Студент» – «Преподаватель / сотрудник вуза»22
«Студент» – «школьник»14
Другое1
Затрудняюсь ответить16
Таблица 14: Оценка готовности участвовать в проектах развития наставничества по шкале от 0 до 10, где 0 – совсем не готов, 10 – абсолютно готов.
Ответ0-3 балла4-6 баллов7-10 баллов
Быть наставником в федеральных проектах203942
Быть наставляемым в федеральных проектах233740
Быть наставником в своем вузе173350
Быть наставляемым в своем вузе243442
Таблица 15: Есть ли в Вашем вузе сообщества наставников? Если да, то участвуете ли Вы в его работе?
Ответ%
Да, активно участвую5
Участвую время от времени10
Не участвую, но хотел(а) бы8
Не участвую и не планирую11
Нет, такого сообщества нет11
Затрудняюсь ответить55
Таблица 16: Есть ли в вашем вузе центр (или специальное структурное подразделение) развития наставничества?
Ответ%
Да, есть18
Нет, но планируется создание5
Нет и не планируется5
Затрудняюсь ответить73
Таблица 17: Участвуете ли Вы лично в программах наставничества в вашем вузе?
Ответ%
Да, в роли наставника21
Да, в роли наставляемого3
Нет, не участвовал(а)60
Затрудняюсь ответить17
Таблица 19: Сколько времени в месяц Вы уделяете наставничеству?
Ответ%
До 5 часов28
6–10 часов24
Более 10 часов30
Затрудняюсь ответить19
Таблица 20: Готовы ли Вы стать наставником для молодого преподавателя/студента?
Ответ%
Да, безусловно21
Да, при наличии поддержки вуза45
Нет, у меня нет времени/ресурсов28
Нет, не вижу в этом смысла5
Таблица 21: Что может повысить Вашу мотивацию быть наставником?
Ответ%
Дополнительная оплата труда60
Поддержка со стороны администрации вуза43
Снижение основной учебной нагрузки40
Наличие методической и организационной поддержки32
Повышение престижа наставничества29
Специальное обучение наставников29
Положительный опыт коллег20
Развитие университетских сообществ и сетей наставничества16
Другое1
Затрудняюсь ответить15
Таблица 22: Кто, на Ваш взгляд, является основным инициатором развития института наставничества?
Ответ%
Министерство науки и высшего образования РФ48
Администрация вашего вуза43
Государственные органы (Правительство РФ, Президент РФ)33
Сами преподаватели и сотрудники22
Студенческие организации11
Внешние организации (корпорации, фонды)7
Другое-
Затрудняюсь ответить25
Таблица 23: Как Вы считаете, необходимо или нет наставникам получать специальные знания и развивать компетенции в области наставничества?
Ответ%
Да42
Скорее да42
Скорее нет4
Нет2
Затрудняюсь ответить9
Таблица 24: Какие компетенции, на ваш взгляд, наиболее важны для наставника в вузе?
Ответ%
Коммуникативные навыки (умение слушать и общаться)62
Профессиональная экспертность (предметные знания)57
Педагогические и методические навыки48
Эмоциональный интеллект и эмпатия28
Лидерские и организаторские способности24
Знание психологии молодых поколений19
Адаптивность и открытость новому12
Цифровая грамотность7
Другое1
Затрудняюсь ответить9
Таблица 25: Выберите, какие компетенции Вам было бы интересно развивать в области наставничества?
Ответ%
Профессиональная экспертность (предметные знания)44
Педагогические и методические навыки38
Знание психологии молодых поколений34
Коммуникативные навыки (умение слушать и общаться)31
Лидерские и организаторские способности28
Цифровая грамотность25
Эмоциональный интеллект и эмпатия20
Адаптивность и открытость новому15
Другое3
Таблица 26: В каком формате Вам было бы комфортнее развивать компетенции в области наставничества?
Ответ%
Онлайн-курсы с гибким графиком55
Вебинары от экспертов39
Очные тренинги и семинары37
Самостоятельное изучение материалов22
Другое1
Затрудняюсь ответить16
Made on
Tilda