|
|
Качество образования в вузе
Российские студенты высоко оценили качество образования в вузе

6 октября 2025
Поделиться новостью:
Более половины студентов удовлетворены качеством образования в вузах, среди преподавателей этот показатель равен 49%.

06.11.2025 Платформа «Неравнодушный человек» представляет результаты исследования качества образования в российских вузах среди студентов и преподавателей.

В последние годы высшее образование в России активно развивается: увеличивается количество бюджетных мест, появляются инновационные образовательные программы, тестируется новая система образования, обновляется инфраструктура. Вузы стремятся сделать образование комфортным как для студентов, так и для преподавателей. Важно понимать, насколько эти изменения влияют на восприятия качества обучения самими студентами и педагогами.

Комфортная среда и качество образования

Более половины студентов отмечают, что чувствуют себя эмоционально комфортно в вузе (62%), дискомфорт испытывают 5%, еще 33% отметили нейтральное состояние. Среди преподавателей процент тех, кто ощущает комфорт, выше – 69%, а дискомфорт испытывают 4%, остальные 27% оценивают свое состояние в стенах вуза как нейтральное.

Общий показатель удовлетворенности качеством образования среди студентов выше, чем среди преподавателей – 60% и 49% соответственно. При этом почти половина преподавателей оценивает качество как нейтральное (45%), среди студентов этот показатель равен 31%.  Среднее значение индекса качества образования среди студентов – 71,58 (из 100), а среди преподавателей – 68,26.

Преподаватели за счет своего профессионального взгляда более критически оценивают уровень образования, при этом нельзя трактовать их мнение как негативный сигнал, скорее – это более экспертный подход и более высокие требования, которые они ожидают от образовательного процесса.

Организация учебного процесса

Студентам, как и преподавателям, важно, где и когда проводятся занятия (93% и 98% соответственно). При этом большинство удовлетворено этими показателями – это отметили 78% студентов и 86% преподавателей. Также они отмечают удовлетворенность работой администрации (76% и 78%) и структурных подразделений (83% и 88%).

Наряду с местом и временем проведения занятий, студентам важен профессионализм преподавательского состава. Большинство опрошенных отметили, что им важно наличие ученых степеней, научная деятельность и прикладной опыт преподавателей (79%). Более того, 84% студентов удовлетворены уровнем профессиональных компетенций своих педагогов. Сильные преподаватели во многом формируют позитивное восприятие студентами образовательного процесса.

Изменения – это к лучшему

Студенты, отвечая на вопрос об изменениях в вузе, выделили аспекты, которые хотели бы изменить в образовательном процессе в первую очередь:

  • Иметь возможность выбирать дисциплины для обучения – 29% 
  • Сбалансировать количество часов аудиторной нагрузки, самостоятельной работы и практики – 26% 
  • Расширить сеть партнеров для прохождения практик, стажировок – 25% 
  • Улучшить материально-техническую базу – 23%
  • Добавить больше практико ориентированных дисциплин – 23% 
  • Изменить расписание занятий и то, что связано со временем, местом обучения – 22% 
  • Изменить систему оценивания работы студентов – 15% 
  • Иметь возможность получать дополнительное профессиональное образование – 13%
  • Наладить коммуникацию с кафедрой, преподавателями – 10% 

Еще 17% опрошенных ничего бы менять не стали, в 2024 году доля таких ответов составляла 13%. Кроме того, с прошлого года снизилась востребованность менять дисциплины (-4%), сбалансировать  нагрузку (-4%) и расширять список партнеров для практики (-3%). Также заметно снизился показатель по оптимизации расписания занятий – с 27% в 2024 году до 22% в 2025 году. Вузы уже внедряют позитивные изменения в образовательный процесс, из-за чего и появляется тенденция на снижение запроса на изменения. 

Методика
Онлайн-опрос, самозаполнение анкет респондентами на специализированной платформе "Неравнодушный человек". Использована двухступенчатая выборка. На первой ступени выборка сплошная: приглашение участвовать в опросе рассылалось всем представителям целевых групп, зарегистрированных на платформе. На второй ступени используется комфортная выборка: в опросе приняли участие все желающие представители целевых групп. Результаты исследования представлены без взвешивания. Дата проведения опроса: май-июнь 2025 года. Целевые аудитории - студенты и сотрудники российских вузов. Объем выборки: 227 416 респондентов, из них студентов – 175 005 человек, сотрудников – 52 411. География исследования: территория Российской Федерации. Данные репрезентируют аудиторию студентов по параметрам: пол, возраст, федеральный округ.

О платформе «Неравнодушный человек»
Исследовательско-коммуникационная платформа «Неравнодушный человек» создана для организованных сообществ с целью повышения эффективности взаимодействия и накопления социального капитала участников. Она разработана на основе высокотехнологичных исследований, анализа и обработки больших данных, современных психологических инструментов и методик. Платформа «Неравнодушный человек» зарегистрирована в реестре отечественного программного обеспечения Минцифры России. «Интеллект'Лаб» – это лаборатория новых исследовательских технологий платформы «Неравнодушный человек». Продукты лаборатории помогают государству и бизнесу разрабатывать стратегии, принимать решения, повышать эффективность работы, и улучшать взаимодействие с аудиториями.

О проекте 706/3
Платформа «Неравнодушный человек» совместно с Минобрнауки России, ВЦИОМ и Томским государственным университетом организуют цикл масштабных социологических опросов студентов, преподавателей и административного персонала российских вузов. Всего планируется привлечь на платформу представителей 706* учебных заведений. Исследования проводятся шесть раз в год. Проект направлен на изучение вузовской среды.

*Количество вузов в стране растет, но название проекта остается прежним


Здравоохранение — Таблицы (новые данные, розовые карточки)
Таблица 1: Насколько эмоционально комфортно Вы чувствуете себя в вузе?
Шкала 0–10 (0 — совсем не комфортно, 10 — очень комфортно). Студенты.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Баллы%
0 — совсем не комфортно1
11
21
32
43
58
67
715
819
911
10 — очень комфортно32
Средний балл7,80
Таблица 2: Насколько важна организация процесса обучения (расписание, время занятий, место)? Студенты.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Ответ%
Очень важно66
Скорее важно27
Скорее не важно2
Совсем не важно1
Затрудняюсь ответить4
Таблица 3: Удовлетворены ли Вы организацией процесса обучения (расписание, время, место и т.п.)? Студенты.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Ответ%
Полностью удовлетворен(а)30
Скорее удовлетворен(а)48
Скорее не удовлетворен(а)12
Полностью не удовлетворен(а)3
Затрудняюсь ответить7
Таблица 4: Оцените работу деканата. Шкала 0–10 (0 — очень плохо, 10 — очень хорошо). Студенты.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Баллы%
0 — очень плохо1
10
21
31
41
55
64
78
813
912
10 — очень хорошо42
Средний балл от содержательных ответов8,48
Таблица 5: Оцените работу Вашей ведущей кафедры. Шкала 0–10. Студенты.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Баллы%
0 — очень плохо0
10
20
31
41
53
63
76
810
911
10 — очень хорошо45
Средний балл от содержательных ответов8,84
Таблица 6: Что бы Вы хотели изменить в процессе обучения в первую очередь? Студенты.

Закрытый вопрос, до 5 ответов
Вариант%
Иметь возможность выбирать дисциплины для обучения29
Сбалансировать часы аудиторной нагрузки, самостоятельной работы и практики26
Расширить сеть партнёров для практик и стажировок25
Улучшить материально-техническую базу23
Добавить больше практикоориентированных дисциплин23
Изменить расписание и параметры времени/места обучения22
Изменить систему оценивания работы студентов15
Возможность получать дополнительное профобразование13
Наладить коммуникацию с кафедрой и преподавателями10
Наладить коммуникацию с деканатом/дирекцией7
Другое1
Ничего не хотел(а) бы менять17
Затрудняюсь ответить13
Таблица 7: Насколько эмоционально комфортно Вы чувствуете себя в вузе?
Шкала 0–10 (0 — совсем не комфортно, 10 — очень комфортно). Сотрудники.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Баллы%
0 — совсем не комфортно1
10
21
32
42
58
65
712
821
916
10 — очень комфортно32
Средний балл8,03
Таблица 8: Насколько важна организация процесса обучения (расписание, время занятий, место)? Сотрудники.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Ответ%
Очень важно78
Скорее важно20
Скорее не важно1
Совсем не важно0
Затрудняюсь ответить1
Таблица 9: Удовлетворены ли Вы организацией процесса обучения (расписание, время, место и т.п.)? Сотрудники.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Ответ%
Полностью удовлетворен(а)28
Скорее удовлетворен(а)58
Скорее не удовлетворен(а)10
Полностью не удовлетворен(а)1
Затрудняюсь ответить3
Таблица 10: Оцените работу деканата (администрации института).
Шкала 0–10. Сотрудники.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Баллы / Вариант%
0 — очень плохо0
10
20
31
41
55
63
78
816
918
10 — очень хорошо40
Не работаю на факультете/институте2
Не знаю о работе деканата4
Средний балл от содержательных ответов8,52
Таблица 11: Оцените работу кафедры, на которой Вы работаете.
Шкала 0–10. Сотрудники.

Закрытый вопрос, один вариант ответа
Баллы / Вариант%
0 — очень плохо0
10
20
31
41
53
62
76
812
917
10 — очень хорошо54
Не работаю на факультете/институте4
Не знаю о работе деканата1
Средний балл от содержательных ответов9,04
Таблица 12: Что бы Вы хотели изменить в процессе преподавания в вузе? Сотрудники.

Закрытый вопрос, до 5 ответов
Вариант%
Улучшить материально-техническую базу58
Дополнительное стимулирование за научную деятельность41
Расширить сеть партнёров для практик и стажировок27
Сбалансировать часы аудиторной нагрузки, самостоятельной работы и практики25
Добавить больше практикоориентированных дисциплин19
Снизить количество аудиторной нагрузки17
Изменить расписание и параметры времени/места обучения13
Изменить систему оценивания работы студентов13
Наладить коммуникацию с деканатом/дирекцией5
Наладить коммуникацию с кафедрой, преподавателями4
Другое3
Ничего не хотел(а) бы менять9
Затрудняюсь ответить8